- В гости к Наталье Гончаровой в её усадьбу «Полотняный завод»
- Отчет о поездке «Провинциальные города России»
Содержание:
Куда съездить на денек из Калуги?
Собираясь в Калугу, я посмотрела, что мы можем посетить рядом с городом. Оказалось, здесь очень много интересного — Этнопарк, Никола-Ленивец. Но я, как фанатка усадеб, эпохи XIX века, светских красавиц и стихов Пушкина, не смогла пропустить музей-усадьбу «Полотняный завод», где провела своё детство и юность прекрасная Наталья Гончарова. Да и без машины сюда достаточно просто добраться на общественном транспорте. Посещение родового гнезда Гончаровых стало самым запоминающимся и прекрасным моментом нашего путешествия в Калугу. Этот музей покорил наши сердца! Мы с Серёжей давно заметили, что в провинциальных музеях с небольшими экспозициями зачастую нам куда уютней, чем в крупных столичных музеях. Здесь нет злобных охранников и недовольных жизнью смотрительниц, глядящих на тебя волком, огромных толп туристов, неоправданно высоких цен на билеты и дополнительных соборов за фотографии. И зачастую в такие музеи приезжают истинные ценители, которые не просто шли мимо, а специально поехали сюда, потому что эта тема им близка.
Как добраться до усадьбы Полотняный завод
От автовокзала Калуга-1, который находится рядом с одноимённым железнодорожным вокзалом, буквально каждые 15-20 минут отходят автобусы до Кондрово и Медыни. Билеты можно купить в интересной кассе «дообилечивания» у платформ или в здании железнодорожного вокзала, где находятся и кассы автовокзала. Стоимость билета 107 рублей. Но назад мы доехали дешевле за 86 рублей с человека. Деньги отдали прямо водителю. По этому маршруту катаются старенькие пазики, когда все сидячие места заняты, люди даже стоят. Благо ехать не очень далеко около 38 км, но едет автобус целый час по дороге останавливаясь в Калуге и за ее пределами.
Проезжая через поселок, автобус делает несколько остановок. Вам нужно будет выйти на второй остановке Полотняный завод, пройти от трассы через поле и посёлок по Бумажной улице около 1,5 км. От трассы идет асфальтовая тропинка и выходит на улицу Бумажную. На карте отмечены основные пункты.
На улицах поселка встречаются старинные каменные дома, деревянные дома с резными наличниками и современные коттеджи. в центре поселка даже делают набережную у пруда. Уже поставили современные светильники и часть скамеек. Рядом с прудом вы уже заметите указатели на музей-усадьбу.
Повернув с улицы Бумажной, вы увидите Братскую могилу советских воинов и руины ворот Красного сада.
А уже дальше пред вами предстанут старинные Спасские ворота, частично закрытые уродливой трубой.
Вход на территорию усадьбы бесплатный. Но не забывайте, что это охраняемая территория и соблюдайте правила поведения посетителей.
История усадьбы Полотняный завод
Возникновение самого поселка Полотняный завод связано с основанием по именному приказу Петра I в 1718 году калужским купцом Т. Филатовым-Карамышевым парусно-полотняного завода. В 1720 году этим же купцом вместе с Г. Щепочкиным и А. А. Гончаровым (прапрадедом жены А. С. Пушкина) была основана бумажная фабрика. Афанасий Абрамович Гончаров был выходцем из калужских посадских людей. Калужский купец и промышленник, один из организаторов бумажного и полотняного производства в России стал родоначальником дворянского семейства Гончаровых. В 1744 году за строительство и развитие парусных и полотняных фабрик в России ему пожалован чин коллежского асессора, дававший право на потомственное дворянство. При нем и происходило строительство усадебного комплекса в первой половине XVIII века.
Главная особенность этой усадьбы состояла в том, что она была построена на территории рядом с промышленным комплексом, где с корпусами парусно-полотняной и бумажной мануфактур органично сочетался дворцеподобный дом Гончаровых, церковь Спаса Преображения, Конный двор, парки, оранжерея, пруды и другие объекты.
В 1735 году завод перешёл в собственность семейства Гончаровых. В 1812 году после Малоярославецкого сражения в усадьбе находилась главная квартира Кутузова. В 1830 и 1834 годах здесь бывал А. С. Пушкин.
В 1919 году большевики разрушили домовую церковь Гончаровых — Спаса Преображения Господня, вскрыли склеп и надругались над останками семейства Натальи Гончаровой. На месте разрушенной домовой церкви уже в 1960-е годы была построена столовая. Во время Великой Отечественной войны бывшая усадьба Гончаровых в Полотняном Заводе (XVIII-XIX века) была разрушена немецкими захватчиками и восстановлена после войны в 70-90-х годах XX века.
Самые выгодные туры:
Наталья Гончарова и Полотняный завод
Наталья Николаевна была пятым ребёнком из семи детей Гончаровых и родилась в селе Кариан Тамбовской губернии, родовом поместье Загряжских, куда Гончаровы переехали на время Отечественной войны 1812 года. Детство и юность Наталья провела в Москве и поместьях Ярополец (Московская губерния) и Полотняный Завод (Калужская губерния). В Полотняном Заводе всем распоряжался дед Натальи Николаевны, Афанасий Николаевич. Родственникам приходилось терпеть присутствие в доме его любовницы, француженки мадам Бабетт. Отец Натальи Николаевны тщетно пытался остановить расточительного Афанасия Николаевича, но в 1815 году сам был отстранён им от управления делами. Родители Натальи переехали в Москву, оставив младшую дочь на попечение деда, который её любил и баловал. В Заводе девочка прожила ещё около трёх лет.
По воспоминаниям Надежды Еропкиной, двоюродной сестры Павла Нащокина, знавшей Наталью Николаевну до замужества, та отличалась красотой с ранних лет. Её очень рано стали вывозить в свет, и у неё всегда были поклонники.
Пушкин встретил Наталью Гончарову в Москве в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля. В апреле 1829 года он просил её руки. Ответ матери Гончаровой был неопределённым: Наталья Ивановна считала, что 16-летняя на тот момент дочь слишком молода для брака, но окончательного отказа не было.
Весной 1830 года поэт, уехавший в Санкт-Петербург, через общего знакомого получил известия от Гончаровых, внушившие ему надежду. Он возвратился в Москву и вторично сделал предложение.
6 апреля 1830 года согласие на брак было получено. По словам одной знакомой Гончаровых, именно Наталья Николаевна преодолела сопротивление матери. В мае 1830 года Пушкин и Наталья Ивановна с дочерьми посетили Полотняный Завод: жених должен был представиться главе семейства — Афанасию Николаевичу.
Интересно отметить, что Пушкин не любил Калугу и не удостоил её своим посещением. В одном из писем к жене, гостившей в Полотняном Заводе, поэт просит: «Пожалуйста, мой друг, не езди в Калугу. С кем там тебе знаться?» И здесь же — восторженный отзыв Пушкина о Полотняном Заводе: «Боже мой! Кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином.»
Где остановиться. Парк-отель «Гончаровъ»
Парк-отель «Гончаровъ» — уголок гостеприимства и комфорта в центре усадебного ансамбля XVIII века, усадьбе Гончаровых Полотняного завода. Это не просто красивые виды из окна, это полное погружение в атмосферу усадебной жизни XVIII-XIX веков, возможность проживания и трапезы непосредственно в строениях усадьбы. Отель находится в здании бывшего каретного сарая. В двухэтажном отеле расположены 11 номеров с видом на реку Суходрев.
Также в отеле есть конференц-зал, гости отеля могут откушать в кафе «Гончаровъ», которое находится поблизости. Парковая зона рядом с отелем очень живописна.
Здесь проводят выездные регистрации брака. Также можно арендовать банкетный зал, летнюю веранду, шатер, плавучую беседку и плавучую баню. Жаль, что мы были не на машине и не смогли остановиться тут на ночь.
Кафе «Гончаровъ»
Уютная обстановка кафе «Гончаровъ» располагает к отдыху и активному общению. Вас приятно удивит интерьер кафе в стиле «а ля рюс» начала ХХ века.
Несмотря на небольшой размер здания, в кафе два этажа. На втором этаже можно провести романтический вечер на двоих или в дружеской небольшой компании, насладится прекрасными видами и отведать предложения от шеф-повара.
Мы зашли в кафе пообедать и взяли супчики — бульон с лапшой домашней и суп «Старый сентябрь» грибной с овощами. Оказалось очень вкусно и сытно. Цены вполне приемлемые — 130 и 180 рублей.
Также в меню есть очень интересные названия блюд — Уха «Радость помещика», Говядина «Наполеонов антракт», Язык говяжий «Бедный француз», Битки куриные «Страсть Александра Сергеича» и т.п.
Что посмотреть в усадьбе Полотняный завод
Полотняный Завод — родовое имение дворян Гончаровых — является уникальным памятником истории и культуры, широко известным не только в России, но и далеко за её пределами. До наших дней сохранилась значительная часть усадьбы с располагавшимся на её территории комплексом фабричного производства. Нехарактерное для традиционной усадебной культуры сочетание жилых и хозяйственных строений с промышленной зоной выделяет Полотняный Завод среди других сохранившихся усадебных комплексов и создаёт неповторимый образ этого уникального историко-литературного объекта. Планировка и архитектура усадебного ансамбля была подчинена задачам успешно работающего промышленного комплекса: здания фабрики и жилые палаты, стоящие на берегу реки Суходрев; на возвышении по другую сторону двора — каменная церковь Спаса Преображения и примыкавшие к ней Спасские ворота, которые все вместе создавали замкнутое пространство. Сложившаяся композиция лучше всего отвечала задачам отлаженного производства.
Основные достопримечательности усадьбы отмечены на карте-схеме.
- 1 — Главный дом усадьбы Гончаровых
- 2 — Полотняно-Заводская бумажная мануфактура
- 3 — Храм Спаса Преображения и захоронение Гончаровых
- 4 — Дом конюха (совр. кафе «Гончаровъ»)
- 5 — Камень в память посещения М.И. Кутузовым усадьбы Полотняный Завод
- 6 — Каретный сарай (совр. отель «Гончаровъ»)
- 7 — Ткацкие палаты (на реставрации)
- 8 — Усадебный парк
- 9 — Ворота конного двора и конный двор
- 10 — Пушкинская аллея
- 11 — Аллея молодоженов
- 12 — Пушкинская беседка и памятник А.С. Пушкину
- 13 — Древо Гончаровых
- 14 — Дуб Лукоморье
- 15 — Дом Щепочкиных

Главный дом усадьбы
К сожалению, во время войны в 1941 году усадьба была оккупирована фашистами и практически полностью уничтожена пожаром. Но после войны ее начали восстанавливать и в 1999 году в главном усадебном доме был открыт Мемориальный историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод». Сейчас музей расположен на втором (парадном) этаже дома, а на первом (бывшем служебном) находится библиотека, на третьим этаже (раннее жилом) располагается Школа искусств.
Главный усадебный дом был построен в 30-х годах XVIII века. Но не сохранилось документов, из которых можно было бы узнать имя его архитектора, но существует предположение, что им мог быть великий Б. Растрелли.
Первоначально дом имел всего два этажа, был тёмно-красного цвета с белоснежными деталями пышного барочного декора. В 1740-50-х гг. он был перекрашен в лазоревый цвет, а в 1770-х гг. перестроен в стиле господствующего тогда в архитектуре классицизма. Перестройка дома осуществлялась по проекту московского архитектора К.И. Бланка. К концу XVIII века это был трёхэтажный дом светлого цвета с ризалитами по основным фасадам. Именно таким видел этот дом в 30-х гг. XIX столетия приезжавший в Полотняный Завод А.С. Пушкин. Усадьба Гончаровых была одной из наиболее крупных по размерам и наиболее богатых по убранству российских усадеб.
В 1918 г. главный дом усадьбы был национализирован, а предметы обстановки отправлены на хранение в Калужский губернский исторический (ныне краеведческий) музей. На протяжении нескольких десятилетий советской власти в доме находилась средняя школа, а также действовали курсы для повышения квалификации работников писчебумажной промышленности.
Трагической вехой в истории усадьбы Гончаровых стала Великая Отечественная война. В октябре 1941 г. Полотняный Завод был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В первый же день оккупации усадьба была практически полностью уничтожена пожаром. От великолепного дворца остался лишь остов. Последующие десятилетия продолжали оказывать своё разрушительное воздействие. И как выглядела усадьба ранее мы теперь можем увидеть на старых фотографиях.
Решение о восстановлении усадьбы было принято Калужским Облисполкомом в октябре 1967 г. Первые восстановительные работы начались в 1972 г. под руководством московского архитектора В.А. Жилиной — праправнучки Сергея Николаевича Гончарова (младшего брата Н.Н. Пушкиной). Затем реставрация была продолжена архитекторами В.А. Корчагиным и А.А. Кондратьевым. В июне 1999 года в главном усадебном доме был открыт музей.
Музей работает: вторник — воскресенье, с 9:30 до 18:00. Касса работает до 17.30. Выходной день — понедельник; санитарный день — последняя среда месяца. Стоимость билета в музей 150 рублей. По парку можно гулять бесплатно. Экспозиция музея располагается на втором парадном этаже трёхэтажного дома Гончаровых и насчитывает 13 залов. Ранее первый этаж дома был служебным, второй — парадная анфилада комнат, третий — жилые помещения. Стены комнат второго парадного этажа были обтянуты дорогими тканями (сафьян, шёлк, китайский ситец и т.д.). Паркетные полы в комнатах были набраны из различных пород дерева. По широкой дубовой лестнице хозяева и гости поднимались на второй парадный этаж.
Нас встретила здесь и хозяйка усадьбы, а потом и сама Наталья Гончарова. Мы заметили, что все экскурсоводы усадьбы одеты в исторические костюмы. Все сотрудники музея и туристы ко мне очень хорошо отнеслись и даже спрашивали разрешение сфотографировать.
Танцевальный зал
Парадная анфилада комнат открывалась просторным светлым залом, где устраивались семейные танцевальные вечера. В настоящее время это один из выставочных залов.
Кабинет
Потом мы попадаем в кабинет, где на одной из стен находится портрет А.А.Гончарова (прапрадед Н.Н.Пушкиной) — кисти неизвестного живописца XVIII в. Рядом портреты старшего сына хозяина Николая Афанасьевича и невестки Екатерины Андреевны. Вплоть до 1917 года в кабинете находились многочисленные фамильные портреты в овальных и прямоугольных рамках, стояло три шкафа с книгами, и размещалась коллекция оружия. Долгие годы в кабинете на рабочем столе стояла модель парусного судна как напоминание о былой славе гончаровского полотна.
В экспозиции представлена мемориальная мебель XVIII века: массивный рабочий стол из красного дерева в стиле «жакоб», стулья и кресла, сделанные в России в стиле английского мастера Томаса Чиппендейла, раздвижной шахматный столик, стул на котором, по семейному преданию, сидела Екатерина II.
Комната при кабинете
Светлая уютная комната служила хозяину для отдыха. Из окон хорошо видны корпуса бумажной фабрики, западный фасад дома с балконом, а также обводной канал. Здесь представлена часть коллекции оружия, начало которой положил в свое время Афанасий Абрамович Гончаров, кому и обязана эта коллекция самыми древними образцами.
Экспонируется мебельный гарнитур для гостиной в стиле «русский жакоб», находившийся в московском доме С.Н.Гончарова: два кресла, шесть стульев, стол и софа XIX в. из красного дерева. Гарнитур был подарен музею-заповеднику в феврале 2015 г., к 200-летию С.Н.Гончарова, его праправнучкой Татьяной Леонидовной Кильчевской.
Столовая
Столовая была второй по величине и убранству помещением в парадной анфиладе. В 1791 г. стены и потолок столовой украсили лепниной в лаконичных геометрических формах и изящными пейзажами в трёх десюдепортах, сюжеты которых отразили достопримечательности усадьбы: церковь Спаса Преображения, построенная в 1741 г., старинная плотина и мельница на реке Суходрев, а также один из корпусов гончаровской парусной мануфактуры.
Экспозиция воссоздаёт интерьер столовой конца XVIII в.: круглый раздвижной стол из орехового дерева и столовый сервиз из английского фаянса первой половины XIX в.
Гостиная
Занимает центральное место в парадной анфиладе комнат. В XIX в. стены гостиной были обтянуты декоративной парусиной бирюзового цвета. В настоящее время они покрашены в такой же цвет. В прежние времена господа Гончаровы устраивали здесь музыкальные вечера.
Экспозиция воссоздает интерьер гостиной кон. XVIII — нач. XIX в. Вдоль одной из стен стоит софа, ряд кресел и стульев конца XVIII в., два столика «бобика» наборного дерева. Здесь же — клавикорды рубежа XVIII- XIX вв. и немецкий рояль фирмы «ErnstIrmler» 60-х гг. XIX в., подаренный к 200 -летию Н.Н. Гончаровой её потомками Т.Л. Кильчевской и А.А. Гончаровым.
В обстановке гостиной присутствуют два круглых мемориальных стола с несколькими породами деревьев, один из которых сделан в 1839 г. крепостным мастером господ Гончаровых. На одном из каминов — две аптекарские кружки и ваза китайской работы с росписью эмалевыми красками по фарфору.
В гостиной находилась портретная галерея господ Гончаровых. В настоящее время в этом зале организуются музыкальные и тематические вечера, концерты, новогодние представления.
Диванная
При Гончаровых облик комнаты отражал общеевропейское увлечение восточным искусством рубежа XVIII- XIX вв. Стены были обиты китайскими ситцами с букетиками цветов и фигурками китайцев под зонтиками, выполненных в терракотовой гамме, плафон расписан «на китайский вкус».
В 30-е гг. XIX в. в комнате находился полукруглый диван с шестнадцатью подушками. Стояло восемь кресел, обитых ситцем, большой круглый инкрустированный стол и два маленьких под цветами, в простенке висело зеркало, а под ним мраморный столик. Комната освещалась светильником, выполненным в китайском стиле. В хозяйственных документах 1842 г. диванную назвали китайской комнатой.
В настоящее время стены комнаты обиты холстом, расписанным китайскими мотивами, воссоздан полукруглый диван, рядом с которым помещен круглый стол с грифонами, которые, по преданиям, приносили хозяевам счастье и удачу. По преданиям, эта комната была особенно любима А.С. Пушкиным во время его пребывания в Полотняном Заводе.
Мраморная спальня
Комната была отделана А.А.Гончаровым к приезду в Полотняный Завод императрицы Екатерины II, состоявшему 16 декабря 1775г. В настоящее время воссоздана лишь часть комнаты: балкон, балюстрада, колонны с капителями пышными капителями, изящная лепнина с подвесками, орнамент в греческом стиле на потолке; бронзовая люстра с хрустальными подвесками XVIII века, софа, пуфы, стилизованные зеркала.
Интересно отметить, что полы в комнате не паркетные, а дощатые. В XVIII в. они были сделаны из ясеня, имевшего красивую золотистую древесину. Это удачно гармонировало с позолотой колонн. При А.А. Гончарове стены комнаты были отделаны белоснежным искусственным мрамором, а сама комната продолжалась вглубь, где был альков с широкой дубовой кроватью под балдахином и двумя креслами, обитыми алым бархатом с серебряными позументами. Убранство комнаты отдалённо напоминало опочивальню императрицы в Царском Селе в Екатерининском дворце. Этой комнатой заканчивается парадная анфилада второго этажа.
Первая комната хозяйки
С этой комнаты начиналась жилая часть дома. На одной из стен — портрет М. И. Кутузова (худ. Е. Е. Моисеенко с оригинала Дж. Доу — 20-е г. XIX в.). С 15 по 17 октября 1812 года в усадьбе Гончаровых располагалась Главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего. За событиями тех дней можно проследить по дневнику А. Н. Гончарова. В витрине в воспроизведённом виде представлены документы, свидетельствующие о добровольных пожертвованиях Афанасия Николаевича для русской армии. Расходы хозяина Полотняного Завода составили сумму, сопоставимую с годовым доходом его бумажной мануфактуры. Здесь же листки из его дневника с записями о рождении внуков — единственный сохранившийся документ о дате и месте рождения Натальи Николаевны Гончаровой.
Над документами — её детский портрет, а также портреты братьев и сестер, отца Николая Афанасьевича, матери Натальи Ивановны (урожд. Загряжской), деда Афанасия Николаевича и бабушки Надежды Платоновны. Представлены экспонаты, дающие представление о детстве Н.Н.Гончаровой, проведённом в Полотняном Заводе: прижизненное издание стихов А.С.Пушкина (1826г.) из библиотеки Гончаровых, книги, по которым обучались дворянские дети в начале XIX в.
Вторая комната хозяйки
Экспозиция посвящена важнейшей странице в жизни Полотняного Завода — посещению имения Гончаровых А.С.Пушкиным в конце мая 1830-го и в августе 1834 г. Представлены копии портретов поэта и его окружения в данный период, письма А.С.Пушкина к супруге и её родственникам (с апреля 1830 г. до конца августа 1834г.) Особого внимания заслуживает автограф, данный А.С. Пушкиным книготорговцу из Калуги И.Ф.Антипину и его приятелю Ф.И.Абакумову, приходившим пешком в мае 1830-го г. поздравить Поэта с днём рождения.
Из коллекции мебели — два кресла в стиле ампир с фанеровкой из красного дерева с изображением Вакха, ломберный стол, инкрустированный перламутром и слоновой костью.
Детская комната
Экспозиция зала посвящена жизни семьи Пушкиных с сентября 1834 по январь 1837г., пребыванию Н.Н.Пушкиной с детьми в Полотняном Заводе (февраль 1837г. — ноябрь1838г.) после смерти поэта, её жизни в Петербурге, поездкам в Михайловское, второму замужеству(1844г.), судьбе её сестёр и братьев. В экспозиции в воспроизведениях представлена обширная переписка Гончаровых, дающая представление о жизни семьи в этот период, а также копии портретов многочисленных родственников Н.Н.Пушкиной.
Мебель представлена стульями с наборной мозаикой в технике «маркетри», мемориальным восьмигранным столиком из карельской берёзы 1-й пол. XIX века. На столе шкатулка с письмом А.С.Пушкина бывшему управляющему Гончаровых С.Г.Квасникову от 8 октября 1834 г. с поручением явиться на торги и купить для него сельцо Никулино. Покупка не состоялась. Над столом — портрет А.С. Пушкина — литография с оригинала О.Кипренского 1827 года, а также бюро, над которым — малоизвестный портрет Н.Н.Пушкиной в годы траура, красноречиво отражающий всю глубину и горечь её утраты.
Бежевый зал
В одной из витрин — фрагмент экспозиции «Народная библиотека-читальня в Полотняном Заводе». Копии документов того времени отражают прогрессивные социал-демократические взгляды последнего хозяина усадьбы Д.Д.Гончарова-мл. и его супруги. Рядом в воспроизведении — документы, имеющие отношение к открытию и работе Народной библиотеки и книги из неё.
Следующий фрагмент экспозиции — «Народный театр в Полотняном Заводе». В витрине — фотографии Дмитрия Дмитриевича и Веры Константиновны Гончаровых во время спектаклей, предметы театрального реквизита, программы театральных постановок.
В этом зале живут певчие кенары, как напоминание о редком и необычном «канареечном» промысле, процветавшем в Полотняном Заводе до 1917 г. Звонкие трели птиц необычайно оживляют музейную атмосферу и неизменно вызывают улыбки на лицах посетителей. А еще можно пожертвовать деньги на корм канарейкам.
Бильярдная комната
Бывшая бильярдная господ Гончаровых ныне является одним из выставочных залов музея. С сентября 2016 г. там находится выставка «Музыкальная мозаика» из фондов Калужского объединенного музея-заповедника, одного из старейших музеев России. Продолжением выставки является основная экспозиция музея-заповедника Полотняный Завод. В парадной гостиной представлены клавишные инструменты: клавикорды и рояль. Музыка в семье Гончаровых занимала особое место. Николай Афанасьевич Гончаров, отец Натальи Николаевны, был человеком музыкально одаренным, играл на скрипке, виолончели. Сама Наталья Николаевна и её сестры великолепно танцевали, играли на клавикордах.
Их дедушка Афанасий Николаевич имел целых три оркестра, в том числе особый оркестр роговой музыки для выезда на охоту. А вот последние владельцы дома Дмитрий Дмитриевич Гончаров — младший и его супруга Вера Константиновна даже устроили в усадьбе театр для народа, на сцене которого ставились и пьесы, и музыкальные спектакли. Сами господа зачастую исполняли в этих спектаклях главные партии.
Дом Щепочкина
После осмотра усадьбы Гончаровых мы отправились к дому Щепочкина, который сейчас на реставрации.
По дороге нам встретились такие милые песики, которые даже проводили нас до дома.
Григорий Иванович Щепочкин и А.А. Гончаров с 1732 года были компаньонами Тимофея Карамышева по совместному развитию парусно-полотняного производства в Полотняном Заводе. В 1735 году, после смерти Карамышева, компаньоны «полюбовно разделились». В результате практически рядом сформировались две усадьбы — А.А. Гончарова и Г.И. Щепочкина. После смерти Г.И. Щепочкина в 1781 году усадьбу унаследовал его сын Павел Григорьевич, который в 1800 году основал бумажную фабрику в деревне Кондырево, здание он купил у князя М.П. Волконского.
Дом Щепочкина построен по всем правилам ландшафтного искусства в стиле русского классицизма. Кто строил этот дом — неизвестно, ясно только, что это были московские мастера, возможно, кто-то из учеников Матвея Казакова; кто занимался отделкой, точно сказать нельзя. Но, без сомнения, здесь работали те же мастера, которые вели в 1806 — 1808 гг. отделку усадьбы Золотаревых в Калуге, некоторые росписи совпали почти буквально. В усадьбе Щепочкина был, вероятно, только небольшой садик (по крайней мере, ничего другого здесь обнаружить нельзя). Недалеко находились два ткацких корпуса, хозяйственные постройки, амбары каменные, деревянная господская баня, двухэтажный корпус для людей, каретный сарай, каменная конюшня, оранжерея, две теплицы. На реке Суходрев находилась мыларня, рядом с ней была сушильня. В пруду, что напротив западного фасада, разводили зеркальных карпов.
Восточный фасад здания обращен к реке Суходрев, оформлен портиком в стиле русского классицизма. Четыре круглые в колонны с капителями опираются на мощный фундамент, украшенный тремя арочными пролетами. Изящно встроенные медальоны с изображением фигур античных героев также украшают восточный фасад. Северный и южный фасады оформлены одинаково: две круглые колонны, симметрично расположенные пилястры поддерживают небольшие балконы в классическом стиле. Через парадный вход дома с западной стороны по деревянной лестнице можно пройти на 2-ой этаж. Нижний этаж служил для хозяйственных нужд и не имел художественной отделки. На втором этаже располагалась парадная анфилада комнат, сохранены уникальные росписи потолков; третий был жилым: комнаты хозяев, гостей, детские комнаты, на третий этаж вела небольшая лестница.
В конце XIX века дом был продан купцу Ершову. В 1909 году на третьем этаже была открыта школа. Будучи старообрядцем, купец Ершов сделал это «ради спасения души». После смерти Ершова, следуя его завещанию, дом и имение получила Александра Прохорова. В том же 1910 году она перевела полученное наследство на имя своего мужа Даниила Семеновича Прохорова. Школу в доме супруги оставили.
В годы Великой Отечественной войны, в отличие от дома Гончаровых, дом Щепочкина не пострадал. В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты устроили на первом этаже конюшню. После освобождения поселка здание было приведено в порядок. До 2007 года в доме Г.И. Щепочкина располагалась средняя школа. В январе 2008 г. дом Григория Ивановича Щепочкина передан Калужскому областному краеведческому музею.
Храм Спаса Преображения и захоронение Гончаровых
Дата постройки храма Спаса Преображения — 1741г.; построил его Афанасий Абрамович Гончаров. В храме Гончаровых крестили, венчали, исповедовали, отпевали. В усыпальнице, примыкавшей к храму, в 1784 году с большими почестями был похоронен Афанасий Абрамович.
В 1930-х гг. храм и усыпальница были разрушены, на этом месте в 50-х годах построили столовую. Но возрождение и новая жизнь усадьбы неотделимы от храма, и в 2010 году было получено благословение Высокопреосвященнейшего митрополита Климента на его восстановление.
С весны 2011 года в помещении Спасских ворот действует часовня, где проходят службы, работает иконная лавка.
Бумажная фабрика
История парусно-полотняного производства в Полотняном Заводе берёт своё начало в конце XVII — начале XVIII столетия, когда молодой император Пётр I решил сделать Россию могущественной морской державой и начал строить флот. Для оснащения кораблей требовалось много парусного полотна, и 7 марта 1718 года император издаёт Указ: «…для делания полотен построить заводы в том месте, где проищет…, для оного завода сколько понадобится нанимать рабочих людей и покупать всякие нужные для того припасы; продавать оные полотна в Российском государстве и посылать также для продажи в чужие края, с платежом пошлин свободно…» Основателем одной из первых в России парусно-полотняных мануфактур был калужский купец Тимофей Карамышев.
Два года спустя последовал еще один указ императора, в котором было предписано построить рядом с парусной мануфактурой бумажную. Бумагу в то время делали из отходов парусного производства, поэтому мануфактуры находились поблизости друг от друга. Процесс производства бумаги от момента разборки тряпья по сортам и его промывки и до выпуска готовой продукции проходил в 27 производственных помещениях мануфактуры.
С середины 30-х гг. XVIII в. владельцем мануфактур становится компаньон Т. Карамышева Афанасий Абрамович Гончаров — калужский посадский человек, возведённый в 1744 г. императрицей Елизаветой Петровной в дворянское достоинство за распространение к государственной пользе бумажной и парусно-полотняной мануфактур.
После посещения Полотняного Завода Екатериной II в декабре 1775 г. Афанасий Абрамович получил право именоваться «поставщиком двора Ее Императорского Величества» и был награждён специальной золотой медалью за высокое качество бумаги. В последней четверти XVIII в. на фабрике вырабатывали не менее 10 наименований бумаги различных сортов, в целом насчитывалось до 30 видов бумаги: книжная, писчая, оберточная, рисовальная, карточная и так называемые «парсовые» или «прасовые» листы. Отличительною особенностью гончаровской бумажной мануфактуры было то, что для производства продукции использовали только тряпичную массу без примеси суррогатов, тогда как на других подобных мануфактурах в губернии бумагу делали с добавлением древесной и целлюлозной массы.
Бумага находила большой спрос внутри России. Технология производства бумаги неуклонно совершенствовалась, проводилась модернизация, что было обусловлено наступлением XIX века — века научно-технического прогресса. На фабрике стали изготовлять специальные сорта бумаги: слоновую, чайную, спичечную, папиросную, раскурочную.
После Октябрьской революции 1917 г. бумажная фабрика была национализирована. В 1923 г. она перешла в структуру Центробумтреста и стала предприятием всероссийского значения. С октября 1941 г. по январь 1942 г. Полотняный Завод был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Сразу же после освобождения посёлка бумажная фабрика возобновила свою работу. В 2004 г. предприятие вошло в холдинг «Объединенные бумажные фабрики».
Усадебный парк
Спасские ворота
Гости усадьбы Гончаровых попадают в неё через старинные Спасские ворота, возведенные в 1736-1741 гг. Некогда они служили не только въездными, но и церковными воротами. Сверху на гостей с иконы Спаса Нерукотворного взирал лик Христа, как бы благословляя всех входящих. Возле иконы день и ночь горела лампада; её огонек виден был и в снег, и в дождь, и при палящем солнце. Это весьма интересное архитектурное сооружение. Спасские ворота со времени возведения практически не меняли своего облика.
Конный двор
Неотъемлемой частью любой богатой дворянской усадьбы был Конный двор. Известно, что сестры Гончаровы с детства обучались верховой езде и были прекрасными наездницами. Конный двор находился в некотором отдалении от главного дома и представлял собой самостоятельный архитектурный комплекс в виде каре. Этот комплекс был образован стоявшими по периметру прямоугольного двора зданиями: конюшней, манежем, каретным сараем, амбаром и жилым флигелем.
С восточной стороны двор был окружен высокой каменной оградой с арочным въездом. Ворота конного двора были возведены ориентировочно в 1773 году и сохранились до нашего времени. Это монументальная восьмигранная башня с арочным проемом, увенчанная островерхим шатром.
История парка
Английский пейзажный парк — истинная жемчужина усадьбы Гончаровых. Вход в парк украшен двумя стройными белыми башнями, увенчанными остроконечными гранеными шатрами с шариками наверху.
Широкая Пушкинская (бывшая Елизаветинская) аллея ещё помнит шаги великого Поэта и его красавицы жены, любивших некогда на этой аллее играть в горелки со своими детьми. Примечательно, что в парке, заложенном ещё в апреле 1802 года, было всего 3 породы деревьев: сосны, липы и дубы. Они преобладают и сейчас, создавая в разные сезоны неповторимую игру красок. Гостей парка встречали в былые времена многочисленные «затеи»: «сенная беседка», «пнёвая хижина», избушка, обитая березовой корой с погребом для хранения сливок, «усадьба поселян». Особое романтическое настроение создавал у посетителей построенный 1807 г. грот — глухое мрачное подземелье.
Параллельно Пушкинской аллее пролегает неширокая, но очень живописная дубовая аллея, названная в народе Екатерининской. По легенде, именно по ней гуляла Екатерина II, приезжавшая в имение Гончаровых в декабре 1775 года.
Сохранившиеся башни входа в усадьбу настолько нас очаровали, что мы решили устроить фотосессию прямо здесь
Также в парке растёт огромный трёхсотлетний Дуб желаний. По легенде, этот дуб был посажен основоположником дворянского рода Гончаровых Афанасием Абрамовичем в роще, на месте которой спустя 70 с лишним лет был разбит Английский пейзажный парк. Дуб пережил суровые испытания за все столетия: он помнит времена императрицы Екатерины Великой; войну 1812-го года; А. С. Пушкина, идущего под руку с Натальей Николаевной.
В глубине парка, на живописной полянке, сидит на скамейке гипсовый Пушкин, задумчиво глядя вдаль, за реку. Кажется, что именно здесь родились у него поэтические строки: «Румяной зарею покрылся восток, в селе за рекою потух огонек…» Будучи в Полотняном Заводе, поэт часами просиживал в стоявшей некогда на поляне прелестной беседке «Миловиде», предаваясь размышлениям и черпая вдохновение в красоте старинного парка. Приезжайте в эту старинную усадьбу и вы, чтобы проникнуться атмосферой той эпохи и представить Александра Сергеевича и Наталью Николаевну, гуляющих по аллеям парка.
А мы вновь отправляемся в Калугу, и об этом городе читайте в статье В Калугу на выходные. Подписаться на новые статьи!