- Кез — страна чудес или путешествие к истоку Камы | Удмуртия
Содержание:
- Кез — страна чудес!
- История Кезского района
- Поселок Кез зимой
- Как добраться до Кеза
- Карта нашего путешествия
- Люпиновые поля
- Село Дебесы
- Этнокомплекс «Живица» в поселке Кез
- Фестиваль удмуртского языка
- Кездурский водопад
- Поселок Кез
- Исток реки Камы в селе Кулига
- Фестиваль старообрядческой культуры
- Парк истока реки Камы
- Традиционные русские напитки
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы
- Гора Байгурезь
- Встреча с лосями
Кез — страна чудес!
«Кез — страна чудес!» — эту фразу часто можно часто услышать от жителей Удмуртии. Так ли это на самом деле и что за чудеса там творятся? Нам очень хотелось в этом разобраться. И мы давно собирались в Кезский район посмотреть на исток великой реки Кама, на этапные пункты Сибирского тракта. И так совпало, что 30 июня в Кулиге проводили 5-й Межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры «Истоки КАкие МЫ». Нужно ехать! — решили мы. И вот, за чудесами и национальным колоритом мы отправились в кезский этнокомплекс «Живица» — один из первых объектов агротуризма в Удмуртии.

История Кезского района
Кезский район — один из северных районов Удмуртии, граничащий с Пермским краем. Раньше сюда можно было добраться только по рекам. Заселяли правобережье реки Чепца люди долго и трудно. С верховьев Камы и среднего течения Вятки земли осваивали ананьинско-пьяноборские племена. Интерес к землям северных удмуртов стали проявлять и волжские булгары, а впоследствии на эти земли пришло и русское население. Сейчас на территории района живут разные народы и самое интересное, что здесь сохранились старообрядцы и даже есть единственный в республике музей старообрядческой культуры!

По Кезскому району проходил Сибирский тракт — «великая государева дорога». Здесь проезжали императоры государства Российского — Екатерина II, Александр I и будущий царь Александр II в сопровождении своего наставника — поэта Василия Жуковского. По Сибирскому тракту со звоном кандалов шли арестанты и ссыльные, которых гнали по этапу на каторгу в Сибирь. В селе Полом сохранился этапный пункт, запомнивший в своих стенах политических заключенных, декабристов и революционеров.

А еще в Кезском районе есть настоящий водопад!
Самые выгодные туры:
Поселок Кез зимой
Однажды, пару лет назад, мы поехали в Кез по делам зимой, но до Кулиги, где находится исток Камы уже не доехали. Зато увидели кучу зайцев-снеговиков и сходили в магазин Кезского сырзавода, продукция которого славится на всю Удмуртию. Вот эти веселые зайцы, снеговики и мишка:
Но, конечно, лучше приехать в Кез и Кулигу летом.
Как добраться до Кеза
Можно доехать до Кеза из Ижевска на автобусе с центрального автовокзала, ехать около 4 часов.
Но проще всего приехать из Ижевска или Перми на машине. Также, что бы добраться до Кеза, можно воспользоваться сервисом BlaBlaCar.
Из Москвы до Кеза можно добраться на поезде:
[tp_tutu origin=2000000 destination=2030002 title=»» paginate=true off_title=false subid=»»]
Из Ижевска тоже ходят поезда через Кез:
[tp_tutu origin=2060150 destination=2030002 title=»» paginate=true off_title=false subid=»»]
Карта нашего путешествия
Предлагаем вам список чудес Кеза и окрестностей:
- Мост над рекой Лып в тумане на закате.
- Этнокомплекс «Живица» — жемчужина удмуртского агротуризма, где работают очень душевные люди!
- Кездурский водопад — маленький, но настоящий!
- Исток реки Кама в селе Кулига.
- Церковь в деревне Тортым.
- Дискотека «у Агапыча» в Кезу.
- Массаж рыбками в реке Лып.
- Бонусом по дороге из Ижевска — Гора Байгурезь рядом с Дебесами и поля люпинов.
Люпиновые поля
Мы поехали в Кез из Ижевска на своей машине и, проехав Якшур-Бодью, увидели их — необъятные поля нашей русской лаванды — люпина.

Вдоль дороги, насколько хватало глаз, колыхалось фиолетовое поле. Я давно искала подходящее поле для фотосессии в люпинах и конечно мы остановились здесь.

Люпины или волчьи бобы зацветают у нас в июне, и начинается «люпиновое безумие» — девушки устремляются в поля ради красивых фотографий. На самом деле встретить люпины можно даже в Исландии!
Как и в полях Прованса в люпиновых зарослях вас атакуют тысячи насекомых, поэтому запаситесь средствами от комаров.

Нафотографировавшись в люпинах мы отправились дальше на север.

По дороге заправили в машину в Игре, встретив там вот такой забавный паровозик.
Село Дебесы
От Ижевска путь в Кез проходит через Игру и Дебесы. Именно в Дебесах сходятся две ветки Сибирского тракта — северная и южная.

И сейчас здесь стоит музей истории Сибирского тракта.

Он расположен в бывшем здании казармы нижних чинов Дебёсского конно-этапного пункта.

Дальше мы проехали мимо новой каменной церкви Святой Троицы.

Но, наверное, самое красивое место рядом с Дебесами — это гора Байгурезь, о которой мы расскажем позже. Проехав деревню Варни вот с таким шинным дизайном, мы уезжали все дальше на север.

Солнце садилось за горизонт, и небо окрашивалось в яркие закатные цвета.

Этнокомплекс «Живица» в поселке Кез
Одной из причин, почему мы отправились в Кез, был этнокомплекс «Живица» — один из первых объектов агротуризма в Удмуртии. Мы слышали о «Живице» много хороших отзывов и очень хотели посетить. А еще, так совпало, что 30 июня в Кулиге проводился 5-й Межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры «Истоки КАкие МЫ». Нужно ехать! — решили мы. И вот мы здесь, уже вечером мы подъехали к Кезу. Этнокомплекс «Живица» находится в «пригороде» Кеза — поселке «Сосновый бор». Подъезжая к мосту через реку Лып на закате, мы увидели настоящее волшебство — поля окутала белая шапка тумана.

Но еще более волшебным оказался сам мост. Он был деревянным и уходил в туман и пламенеющий закат. Можно было приехать в Кез только ради него.

Посмотрите, какая сказочная получилась фотография!
Дыханьем ветра, мягкостью тумана
Ушла в закат со мною не прощаясь.
Мгновеньем мимолетного обмана,
С лучами солнца в ночи растворяясь.
Екатерина Пименова

«Живица» — это семейное предприятие. Хозяева — Екатерина Семеновна и Петр Александрович, а также их дочь Евгения, с радостью встретят вас у себя в гостях. Крестьянское (фермерское) хозяйство Лекомцевой Екатерины Семеновны работает с апреля 1992 года. А гостиничные услуги предлагает с 2006 года. Этнокомплекс постоянно расширяется и при нас шло строительство новых объектов. Забронировать проживание можно по телефону или в группе в контакте Этнокомплекс «Живица» (Кез). У ворот вас встречает умный ворон:

А вот, сколько разных объектов можно увидеть на территории комплекса:

В этнокомплексе есть номера разных категорий (всего 26 мест, летом до 35). Мы жили в новом здании визит-центра, где на втором этаже находится три двухместных номера, а на первом этаже гостиная, кухня, душ и туалет на все номера и прихожая. С другой стороны к нему примыкает сцена.

В прихожей коттеджа целый охотничий уголок, здесь часто останавливаются охотники.

Кроме того здесь выставлены сувениры и награды комплекса и его хозяев.

Ночью здесь стоит такая тишина! А с утра поют птицы и слышно петухов! Ну и воздух, конечно, потрясающий!
В летнее время до 10 гостей дополнительно размещают в летних амбарах-кеносах. Кенос был летним жилищем удмуртов, которое не отапливалось, сюда летом уходили жить молодые семьи. На втором этаже находятся спальни, а внизу склады-амбары.

Вот так выглядят номера в кеносе. Есть номера с окнами и без окон.

Более зажиточные семьи строили в одном дворе два-три кеноса — для каждой брачной пары. В отдельно выстроенных новых кеносах молодые проводили первые месяцы совместной жизни.

Состоит слово «кенос» состоит из двух частей: «кен» — сноха, «ос» — дверь, то есть невесткина дверь. В «Живице» в кеносе собрано очень много интересных и старинных удмуртских предметов быта.

А вот это мощи Алангасаров, древних удмуртских великанов, символизируют мужское и женское начала.

Есть тут и коллекция старых телевизоров.

Рядом с коттеджем находится Поляна сказок и еще несколько строений. Вот это царский терем. Его еще достраивают внутри.

Напротив него расположен домик Емели, который используется для проведения мастер-классов.

Внутри есть настоящий ткацкий станок.


И конечно настоящая русская печь Емели тут тоже есть. Среди домовых и прочих сказочных персонажей мы нашли тут любимых муми-троллей.

Оказалось, что хозяева этнокомплекса также как и мы любят этих забавных существ и тоже ездили к ним в Муми-дол в Наантали.

Сережа считает, что он похож на Снусмумрика, но его любимица в историях про муми-троллей — это малышка Мю.

Все герои Туве Янсон удобно расположились на русской печке.

Для детей и не только есть целая Поляна сказок с детской площадкой. Это и горка с избушкой на курьих ножках.


И могучие стволы деревьев.

И, конечно, качели.

Покой сказочной поляны охраняют три богатыря.



А еще в «Живице» можно пообщаться с домашними животными. Котиков тут было много, причем это приходят в гости соседские коты. Мы даже были свидетелями «кошачьих боев».
На ужин нам приготовили вкусную кашу на огне вот на такой оригинальной печке.

Кормят всех в просторном зале трапезной с длинными столами.

Кстати в «Живице» можно провести свадебный обряд!

На территории усадьбы действует музей северных удмуртов, здесь собраны различные предметы быта.
Действует старинная кузница, где работает настоящий кузнец.

А еще здесь есть Васин домик:

Есть свой домик и у белочки, той, что песенки поет, и орешки все грызет!

Фестиваль удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл»
Когда, мы отдыхали в «Живице», здесь как раз начинался Фестиваль удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл». Сережа даже купил себе футболку фестиваля! Более 150 человек приняли участие во всех мероприятиях фестиваля и 47 участников изучали удмуртский язык.

Мы как раз попали на его открытие и посмотрели концерт.

Приезжать сюда надо за теплом и радушием гостеприимных хозяев, за чистым воздухом и тишиной.

Кездурский водопад
Знаете ли вы, что в Удмуртии есть водопады? Один из них находится рядом с Кезом в Кездуре. От трассы к водопаду ведет тропинка через сосновый лес.

А вот и красавец водопад, не Ниагарский, конечно, но очень живописный и красивый. Местные жители приходят сюда за водой.

Вы знаете, что у каждого водопада есть своя наяда — нимфа источника? Наяды — это необыкновенной красоты девушки со струящимися подобно волнам волосами. Никто в точности не может сказать, откуда произошли эти прекрасные хранительницы ручьев и рек. В одних мифах говорится, что наяды были дочерями Зевса, иные легенды утверждали, что родителями прелестных нимф были Океан — бог древней реки, опоясывающей весь мир, и Тефия или Тефида — одна из титанид, дочерей Геи и Урана. Древние греки изображали их похожими на русалок, но, в отличие от этих созданий, у наяд не было хвостов. Люди, живущие на берегах водоема, оберегаемого наядой, верили, что поклонение прекрасным духам-хранительницам увеличит их урожай и сделает землю плодородной.

Наяды — хранительницы ручьев и рек, и жизнь их неразрывно связана с водным источником, в котором они живут. У водных нимф долгий век, и все же они не бессмертны. Тело их состоит из воды, и если ручей, в котором живет наяда, пересохнет, то и дух источника неминуемо погибнет. Поэтому нужно беречь родники и источники. Наяды, отличные целительницы и прорицательницы. Река или ручей, в котором живет прелестная нимфа, обретает магические свойства. Используя воду из реки можно залечить даже серьезные раны, а заглянув в воды, можно увидеть будущее.
На самом деле «наядам» приходится одевать кроссовки под платье, чтобы пройти к водопаду.

Мы тоже набрали с собой прохладной водицы, она оказалась восхитительно вкусной! Уже после нашего отъезда к водопаду появился удобный спуск, рядом поставили беседку, скамейки и организовали место для костра. В облагораживании территории принял участие хозяин этнокомплекса «Живица» — Петр Александрович.
Посмотрите наш видеоролик о «Живице» и Кездурском водопаде:
Поселок Кез
Строительство железной дороги в Вятской губернии в 1899 году, которая связала центр России с Сибирью, привело к тому, что в глухом лесисто-болотистом крае было выбрано место для станции рядом с речкой. Река нужна была для устройства водокачки, чтобы заправлять паровозы водой. Так на реке Лып возникла станция Кез. А 1 ноября 1899 года специальной комиссией железная дорога была сдана в эксплуатацию. Эту дату и принято считать днем рождения станции и поселка Кез.
Ну и, конечно, одна из достопримечательностей поселка — знаменитый «Агапыч». Когда мы первый раз приехали в Кез и спросили, где можно поужинать, нас отправили именно сюда. И нынче летом, приехав поздно вечером в пятницу, поужинать можно было только в «Агапыче». Но в этот раз мы попали на дискотеку!

Подойдя к дверям, мы увидели женщин, собирающих деньги за вход на дискотеку. Сережа робко сказал, что нам только покушать. Женщина, сурово взглянув на него, спросила: «Ну, вы же танцевать не будете? Тогда заходите так.» Мы поспешили вовнутрь и увидели типичную сельскую дискотеку, за вход на которую нужно отдать всего 50 рублей! Зато вы услышите классные песни от 90-х до современных, увидите традиционные «сумки в круг» и погрузитесь в давно забытую атмосферу дискотек 1990-х. У барной стойки мы заказали еду, ужин обошелся нам в 250 рублей на 2-х! Еда оказалась очень даже неплохой. Мы наелись, навеселились, хоть и не танцевали, и пошли отдыхать.
Исток реки Камы в селе Кулига
На окраине Кеза есть указатель в сторону истока реки Камы в селе Кулига. Но путь к истоку реки Кама не так прост! За Кезом асфальт на дороге кончается и начинается пыльная грунтовка. Машины местных жителей, отставленные на дороге у домов, с ног до головы покрыты толстым слоем пыли и грязи от дороги. Село Кулига расположено в 37 км от Кеза и знаменито оно тем, что именно здесь находится исток великой реки Камы. Об этом нам постоянно напоминают указатели по дороге. Кама берёт свое начало в центральной части Верхнекамской возвышенности из четырёх ключей у бывшей деревни Карпушата, ныне вошедшей в состав села Кулига. Сейчас там находится парк истока реки Кама.
Также Кулига знаменита тем, что здесь проживают старообрядцы. Слово «кулига» в вятских и пермских говорах означает «новь, раскорчёванное место, лесную поляна, расчищенная под земледелие, починок или выселок в лесу». Впервые починок казённый Кулигинский упоминается в «Ведомостях о селениях Вятской губернии» в 1802 году, а как село в 1837 году. Кулига стояла на торговом пути из Глазова в Сепыч Пермской губернии. В селе был базар, иногда ярмарки — съезжалось много народу: и покупатели, и продавцы. А в 2017 году село отмечало свое 180-летие.
Фестиваль старообрядческой культуры «ИСТОКИ КАкие МЫ?»
Уже несколько лет в Кулиге проводится фестиваль старообрядческой культуры «ИСТОКИ КАкие МЫ?». Именно на этот фестиваль мы и приехали 30 июня в Кулигу.

В этом году Пятый старообрядческий фестиваль в Кулиге носил название «Полотенце — дорога жизни».

По указателям мы приехали к парку истока реки Камы. Из-за праздника машины не пускали к самому парку. Но думаю в обычный день туда без проблем можно подъехать. Оказавшись на празднике, мы первом делом увидели множество полотенец.

Крестьянский дом издавна украшали нарядными полотенцами, расшитыми различными узорами. Они сопровождали человека всю жизнь: от рождения до смерти, в горе и радости, служили подарками и оберегами. Полотенце, действительно можно назвать дорогой жизни.

На празднике можно было увидеть, как ткут полотенца.

Поучаствовать в мастер-классах.

Полюбоваться на выставку полотенец.

Наше видео о празднике и истоке реки Камы:
Вспомнив торговое прошлое села, на фестивале проходила большая ярмарка местных и приезжих «купцов». Были тут гости и с соседнего Пермского края.
Вот знакомый нам по Кезу «Агапыч» приехал. Если честно, мы ожидали, что на празднике насладимся удмуртской и русской кухней, но в основном предлагали только шашлыки. Кое-кто организовывал застолья прямо у своих торговых палаток.

Даже Почта России была! Оказывается, почта проводила специальное гашение почтовых карточек, выпущенных к фестивалю старообрядческой культуры «ИСТОКИ КАкие МЫ?» Специально к открытию фестиваля Удмуртский филиал Почты России совместно с администрацией МО «Кезский район» выпустили ограниченную серию художественных немаркированных почтовых карточек и изготовили сувенирную печать. На почтовых карточках был изображен парк истока реки Камы.

А на сцене выступали множество местных и приезжих коллективов. Конечно, и тут без полотенец не обошлось!

Зрители, несмотря на жару и солнце, активно поддерживали артистов.

Небольшой отрывок праздничного концерта:
На праздник съехалось очень много фольклорных коллективов из самых разных деревень и поселков, разных районов Удмуртии и других регионов России.

На фестивале старообрядческой культуры, по сложившейся традиции, были не только выступления фольклорных коллективов, но и встречи земляков.

Это был настоящий сельский праздник — шумный и веселый, с песнями и плясками, куда съехались жители окрестных сел и деревень, а также городов.

Была даже организована фотозона с бесплатными и платными локациями. В таком вот платьице с косичками можно было сделать снимок бесплатно.

А за фото в подсолнухах уже надо было платить.

Парк истока реки Камы
Долгое время рядом с истоком Камы был лишь небольшой сквер и стела с надписью, что здесь берет свое начало великая уральская река Кама.

Но возрастающий интерес туристов привел к тому, что местные власти задумались об обустройстве истока Камы и здесь организовали парк. Его строительство еще не завершено, но уже появилось много нового: входные ворота, тропинки и мостики. Для праздников поставили сцену и беседки для мастер-классов. Рядом с истоком Камы строят деревянный храм.

Существует программа встречи туристов на истоке Камы, которая включает в себя выступление местного фольклорного ансамбля «Камушки», песни, хороводы, игры, мастер-класс и потчевание местным напитком «томленкой». По договоренности можно здесь организовать и свадебный обряд. Оказалось, что уже и зимний маршрут разработан — «В гостях у кулигинской Снегурочки».

А вот и цены на экскурсии:


Сам исток Камы представляет собой небольшой родник, льющийся из трубы и узкий ручеек, сбегающий вниз.

Во время фестиваля к нему выстроилась огромная очередь желающих попить и набрать воды с собой. Но в обычные дни здесь нет такого ажиотажа.

Традиционные русские напитки
На празднике Сережа сразу обратил внимание на традиционные русские напитки — такие, как медовуха и томлёнка. Если медовуха широко известна, то о томленке мы услышали впервые.

Нам ее порекомендовали еще в этнокомплексе «Живица». Что же это за напиток такой? Оказалось, что его делают на овсянке и он «томится» в печи, поэтому и «томленка». Хотя и было написано, что это живой квас, по факту оказалось, что это настоящая бражка. Сережа все никак не мог открыть бутылку, столько газов там скопилось, и она грозила облить все вокруг!

Как следует отдохнув на празднике, мы поехали обратно в Кез. Проезжая по Кулиге, заметили старый деревянный Дом пионеров и школьников, напомнивший нам беззаботное пионерское детство.

На обратном пути мы нередко останавливались, чтобы полюбоваться живописностью окружающих пейзажей.

Стоит иногда вырваться из суеты города на такой вот самобытный праздник в сельскую глубинку!
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым
Когда мы спросили у наших гостеприимных хозяев «Живицы», что еще можно посмотреть поблизости, они однозначно порекомендовали съездить в деревню Тортым и увидеть Покровскую церковь архитектора Чарушина. Дорога от Кеза снова встретила нас отсутствием асфальта, и здесь, в отличие от дороги на Кулигу, нам даже не попадались встречные машины. Уже подъезжая к Тортыму, мы увидели купола церкви, появляющиеся за пригорком.

Сонная деревня встречала нас старыми деревянными домиками, мальчишками, гоняющими на велосипедах и одинокой коровой, пасущейся возле церкви. Время как будто замедлило свой бег, и мы оказались вдали от суеты городов и шумного сельского праздника. А на все это взирала с высоты красная громада кирпичной церкви с зияющими дырами окон и зелеными маковками башенок. Подойдя к храму, мы подумали, что входная дверь закрыта и решили обойти церковь по периметру.

Но тут нас окликнул местный житель и сказал, что дверь не заперта и можно войти внутрь храма. Отодвинув кирпич, придерживающий дверь, мы открыли старые деревянные двери храма, помнившего, как жители окрестных деревень строили его, как приходили сюда перед уходом на фронт Великой Отечественной войны проститься с родной землей, как сделали в советские годы здесь сельский клуб. Войдя внутрь, мы изумленно взирали на освещенный струившимся из окон светом лик Христа на белой стене храма. Икона в пятне солнечного света приковывала внимание.

Несмотря на разруху, храм потрясающе красив и его уже начали реставрировать. Видно, что процесс этот долгий и денег не хватает. Нам не встретились строители, зато мы увидели уже возрождающиеся элементы внутренней отделки, лепнину и иконостас. Как мы потом узнали, летом здесь проходят богослужения. Церковную утварь привозят из храма Рождества Христова в Кезу.

Но храм нуждается в дальнейшей реставрации, особенно его крыша. И, тем не менее, храм произвел на нас даже большее впечатление, чем богатые, отделанные позолотой внутри и снаружи церкви. В его простоте и заброшенности было некое величие и красота архитектурной формы, созданной Чарушиным в начале ХХ века.

Немного об истории церкви в д. Тортым. С 1862 по 1865 гг. богослужения совершались в молитвенном доме, построенном на средства прихожан. Деревянная церковь была построена на средства прихожан с одним престолом в 1865 г. и освящена в честь Афонской иконы Пресвятой Богородицы “Утоли моя печали” 24 января 1866 г.

В 1865 г. при церкви было открыто церковно-приходское попечительство, в 1882 г. — одноклассная смешанная церковно-приходская школа, а 1 ноября 1897 г. открыта воскресная школа для взрослых.

Каменный храм начали строить в 1909 году. На строительстве работали крестьяне Тортымского прихода. Всего было 26 деревень. Последний крест был поднят в 1910 году. После этого начались внутренние отделочные работы. Служение в церкви началось в 1916 году, недавно в 2016 году состоялся праздник, посвященный столетию церкви. К знаменательной дате была проведена праздничная литургия и организован крестный ход.

Осмотрев церковь изнутри, мы решили подняться на колокольню. Туда ведет деревянная лестница с кое-где обвалившимися ступенями.

Вот такие колокола теперь являются голосом храма.

Сквозь арки колокольни видны разрушающиеся купола церкви.

На купол колокольни ведет железная лесенка, по которой мы, игравшие в «Ночной дозор», все-таки не рискнули подняться.

С колокольни открываются потрясающие виды на окрестные пейзажи.
Небольшое видео о храме:
На реставрацию церкви можно внести пожертвования. Хотя расчетного счета у Прихода пока нет, помочь восстановлению Покровского храма можно через реквизиты Прихода храма Рождества Христова п. Кез, с пометкой или сообщением для Тортымской церкви.
Гора Байгурезь
На обратном пути в Ижевск мы решили посмотреть на самое известно чудо Дебесского района Удмуртии — Байгурезь. Находится гора рядом с Дебесами, если ехать со стороны Ижевска через Дебесы в сторону Кеза, то она будет буквально сразу после Дебес слева. С трассы ведёт проселочная дорога через поля. Мы даже немного запутались в клубке дорог в полях, но, смотря по навигатору и ориентируясь на другие машины, мы нашили это место. К обзорной точке на машине не подъедешь. Поэтому машину оставляем у информационного щита и идем метров 200 через лес с комарами. Но открывающиеся виды того стоят!
Волшебная гора Байгурезь гордо возвышается над быстрой Чепцой. Зовут ее и богатой и немой горой.

Удмуртские легенды приписывают Байгурезь мистическую и чудотворную силу. Даже существует традиция в период летнего солнцестояния подниматься на вершину горы с кружкой кумышки. Если донесёшь до вершины полную кружку и выпьешь ее на горе, можно загадать любое желание, и оно исполнится!

Гора является памятником природы. Рядом с видовой точкой есть деревянный стол со скамейками. Если комары вас не смущают, можно устроить пикник. Когда мы подошли, как раз одна шумная компания собиралась домой.
Вид с горы Байгурезь на видео:
Встреча с лосями
Главные чудеса ждали нас на пути домой. Серёжа все сокрушался, что никогда не видел лосей в лесу. И только мы выехали из Кеза, увидели двух пасущихся у дороги лосей!

Остановившись на дороге и заглушив двигатель, мы их сфотографировали и сняли на видео.

Лоси спокойно паслись и не вызывали тревоги.

В итоге мы ехали к Ижевску уже в сумерках. Проехали наши люпиновые поля. Ничто не предвещало беды. Но вдруг в темноте появляется темная фигура и перед Якшур-Бодьей в нашу машину врезается лось! Мы успели резко остановиться и все остались живы, включая лося, который, не останавливаясь, побежал дальше. Но немного пострадала машина — лобовое стекло и фару надо менять. Вот так, проехав 11 тыс. км по Европе в прошлом году, нашли своего лося недалеко от Ижевска.
Лось оставил нам на память свою шерсть на разбитом лобовом стекле. По счастью за нами никто не ехал, и наша скорость была небольшой. Подписаться на новые статьи!